fetedu

19.06
06:21

Драма немцев в Коридоре.


Коридором (Данцигским коридором) немцы называли узкую полоску Балтийского побережья – территорию, отнятую у Германии и переданную Польше по условиям Версальских мирных договоров. Так, после 1 Мировой войны, Польша стала морской державой, а Германия была расчленена надвое. В сентябре 1939- го Польша, в свою очередь, была разделена между Германией и СССР. Тогда же Гитлером был брошен клич в адрес прибалтийских немцев: вернуться в Отечество, заселить «вновь обретённые земли» - тот самый Данцигский коридор, «очищенный» предварительно от поляков.Главный герой романа Владимира Бээкмана – эстонский немец Вальтер, предки которого ещё в Средневековье осели в Эстонии. Вместе с десятками соплеменников и своей Мамашей, он прибывает в Коридор, эти колонисты – «первые ласточки», следом, партия за партией, ежедневно прибывают пароходы с другими немцами. Вальтер оставил в Таллине любимую девушку- эстонку. Мамаша запретила ему жениться на простолюдинке, многие немцы предвзято относятся к эстонцам, считая их чернью (даже музыкальный талант девушки не меняет дело, Мамаша неумолима). Вальтер подчинился воле матери, как подчинился и призыву вернуться в Отечество. Весь роман – это письма Вальтера невесте. Осознав свою мягкотелость, свой предательский поступок, раскаиваясь, Вальтер и рад бы вернуться к возлюбленной. Но что есть желание индивида в сравнении с интересами Великой Германии! Вальтер – немец, а немцы строят Тысячелетний рейх, Новую Европу. Великая историческая миссия возложена на каждого из них, покинуть Коридор – «восточный вал рейха» - значит предать свой народ, да и кто даст уехать?! Казалось бы, до первых поражений на Русском фронте, немецкая нация гарцует на коне. Стремительное возрождение после Веймарской смуты, чеканный шаг прусских сапог по улицам европейских столиц – арийцы возвысились над всеми прочими народами, они – полубоги, а станут богами! Всё, вроде, так, но осенью 39- го тысячи этнических немцев были фактически депортированы из Латвии и Эстонии, хотя формально это переселение и было добровольным. Человек, мало- мальски исторически образованный, услышав сегодня термин «депортация», наверняка, подумает о выселениях чеченов, крымских татар, прибалтов в Сибирь или Среднюю Азию, осуществлённых органами НКВД СССР, со всеми «бонусами», которых можно было ожидать от этого ведомства. Депортации – кровоточащая тема для многих и сегодня, но в 30- х – 40- х гг. 20 века такие «мероприятия» были в порядке вещей, делом обыденным. Это было очередное Великое переселение народов, некоторых сразу - на тот свет. Из этой книги я узнал потрясающую вещь: вот кто бы мог заподозрить в нетолерантности шведов? А и они выслали чехословацких евреев, безобидных беженцев, погрузив их на сомнительную посудину, которую после скитаний по Балтике прибило к острову Сааремаа. Роман погружает в атмосферу той «странной войны» в Европе, тех геополитических сдвигов, которые инициировал безумный неудавшийся живописец Адольф Шикельгрубер, хотя и не он один… Итак, происходила большая этническая перетасовка, происходило мирокрушение! Мюнхенский сговор, пакт Рибентроппа- Молотова – Европу переустраивали и «распиливали», её нарезали и делили, как фруктовый пирог. Люди фрустрированы, всё жизнеустройство переворачивалось с ног на голову, и в этой обстановке разворачивается драма Вальтера и Евы. Эта книга о конформистской природе человека, о том, как легко подчиняется он требованиям власти, даже преступным. Добропорядочные фрау без угрызений совести обживают дома, в спешке покинутые поляками, умиляясь оставленным мещанским побрякушечкам, и радуясь халявной редиске на грядках. Для немца Вальтера Германия остаётся чужбиной, он вырос в Эстонии и безумно тоскует по ней. Многие же прибалтийцы быстро поверили в свою исключительность, стёрли из памяти старую родину и стали делать карьеру в структурах и учреждениях рейха. Внушить человеку мысль о его избранности невероятно просто, а ещё проще это сделать толпе людей, глядь, уже чуть не каждый лавочник мнит себя «минифюрером». В этом рассыпающемся мире Вальтер остаётся человеком, помогает тем, кому требуется помощь. Как сложилась его судьба после 1939 года неясно, может он был тотально мобилизован и сложил где- нибудь в ленинградских болотах голову, а может саморефлексия довела его до антифашистского подполья. Думаю, что со своей Евой он так и не увиделся. Привлекают внимание ещё два персонажа: кашуб Стефан Варна (кашубы – западнославянская народность в Польше) и колоритный цыганский барон. Первый получил увечье на войне, воюя в рядах кайзеровской армии за Германию, второй – его друг, кочующий с табором по Европе, как и положено этому вольному народу, не признающему границ, и обоим нет места в Третьем рейхе. Я обязательно продолжу знакомство с Владимиром Бээкманом, первый роман автора меня не разочаровал.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки